Home »

 
 

Профилактика терроризма и экстремизма.

 
 

Отчет
о мероприятиях, проведенных в профессионально-педагогическом колледже имени М.М. Меджидова в рамках месячника по противодействию экстремизму и терроризму
В рамках республиканского месячника по противодействию экстремизму и терроризму «Дагестанцы против терроризма – Родина дороже» в ГБПОУ «Профессионально-педагогический колледж имени М.М. Меджидова» г. Избербаша были организованы и проведены мероприятия, направленные на обеспечение профилактики терроризма и экстремизма.
Первые классные часы во всех студенческих группах были посвящены памятной дате – Дню солидарности в борьбе с экстремизмом. Она была установлена в 2005 году в связи с трагическими событиями в Беслане.
Проведены беседы с преподавательским и студенческим составом, направленные на профилактику проявлений терроризма, экстремизма, преступлений против личности и общества. В актовом зале колледжа собрались студенты в количестве 200 человек – студенты отделений «ИЗО искусства» и «Преподавание в начальных классах». На встречу были приглашены инспектор ПДН Амрахов А.И., а также общественно-религиозный деятель, эксперт по вопросам экстремизма и терроризма Муртузалиев Ибрагим-хаджи.
Представитель правоохранительных органов разъяснил российское законодательство по противодействию экстремистской деятельности. Общественно-религиозный деятель говорил о моральных, семейных ценностях, об опасностях вербовки молодых людей через социальные сети, об «истинном» и «ложном» исламе. В конце встречи он ответил на многие вопросы студентов, которые поступили в письменной форме. Встреча получилась очень интересной и познавательной. Также в актовом зале колледжа прошел единый классный час, посвященный герою России Магомеду Нурбагандову. Собравшиеся в зале почтили память героя минутой молчания. Поступок Магомеда Нурбагандова сравнивали с мужеством и героизмом наших солдат в период Великой Отечественной войны. Выступая перед студентами, директор колледжа Вечедов Д.М. отметил, что нас вдвойне охватывает гордость от того, что Магомед Нурбагандов был внуком нашего педагога, преподавателя ПЦК филологических дисциплин Магомедова Абдурагима Багандовича.
В зале была организована выставка с обобщением опыта Абдурагима Багандовича, представлены газетные статьи о подвиге дагестанского полицейского, книги о героях ВОв. Волонтеры колледжа подготовили и раздали всем присутствующим цветные флаеры с изображением фотографии Магомеда Нурбагандова, звезды героя России и его воззвания «Работайте, братья!»
Силами студенческого информационного центра выпущена стенгазета на тему: «Мы выбираем МИР!».
Проводился конкурс рисунков, фотографий и сочинений среди студентов всех отделений на темы: «Мы разные, но мы вместе!», «Город, в котором я живу», «Мой дом – Дагестан».
В конкурсе плакатов победителями стали: Ахмедова Диана (ст-ка 3 «В» курса), Хастинова Написат (ст-ка 3 «В» курса), Магомедова Гидаят (ст-ка 3 «Г» курса),
Профилактикой терроризма и экстремизма является приобщение молодого поколения к здоровому образу жизни и вовлечение их во внеурочную деятельность. На сегодняшний день в колледже работает 29 кружков, 7 из них имеют спортивную направленность.
В сентябре в колледже прошли соревнования по легкоатлетическому многоборью, в общежитии колледжа состоялся шашечный турнир. Эти соревнования проходили под лозунгом «Мы разные, но мы вместе!»
15 сентября был объявлен конкурс сочинений. В течение двух недель студенты собирали материал для сочинений. Всего в организационный комитет поступило 355 работ.

Прочитав сочинения всех участников данного конкурса, оргкомитет из числа преподавателей филологического цикла и преподавателей КТНД и истории Дагестана, убедились, что учащиеся старались выразить свое мнение и знание по затронутой теме. Ребята к работам подошли серьёзно и творчески, в каждой из них ощущается индивидуальность, умение раскрыть тему, знание существующих сегодня проблем, сочувствие, владение ситуацией и желание жить в мирной стране.
Подобные мероприятия способствуют выработке активной гражданской позиции, желанию молодых людей лучше знать свою малую Родину в составе великой России, вносят положительный результат в воспитание студентов, так как при этом используются новые формы работы, вызывающие интерес у детей, совершенствуется правовая культура, воспитывается толерантное отношение к окружающим, другим народам, традициям, обычаям. (Фотоотчет прилагается)

Зам. директора по ВР Адзиева Н.М.
Директор ГБПОУ ППК Вечедов Д.М.

отчет-о-месячнике-антитеррора

Отчет о реализации программы противодействия идеологии терроризма

IMG-20151229-WA0004 IMG-20151229-WA0005 IMG-20151229-WA0006

SDC13774 SDC13783 SDC13785  SDC13791 SDC13793 SDC13796 SDC13797   SDC13788

 Отчет
о проводимой работе в РПК им.ММ Меджидова по профилактике экстремистских проявлений среди студентов по  патриотическому и нравственному  воспитанию.

 террор

Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от его мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников. Очень опасно не понимать, что противопоставление себя, своих взглядов окружающему миру может спровоцировать неблагоприятные и даже опасные жизненные ситуации. Такая позиция зачастую приводит человека в протестные организации почти всегда экстремистские.

Одним из основных и важнейших направлений противодействия сегодня экстремизму в Российской Федерации является его профилактика разъяснительно-предупредительная работа по противодействию экстремистским  проявлениям. Особенно это актуально и важно в среде молодого поколения и среди общественных объединений различного характера и толка. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по искоренению причин их порождающих и способствующих осуществлению экстремисткой деятельности.

В нашем колледже проводится систематическая и целенаправленная работа по формированию гражданской позиции. Этому посвящены внеклассные мероприятия, классные часы: «Молодежь против террора», «Роль ислама в жизни народа Дагестана», «Ислам и террор», «Ислам в современном мире», «Кавказ против терроризма и экстремизма».

Студенты и преподаватели приняли активное участие в акции «День народного единства». Студентами колледжа были подготовлены номера для участия в праздничном концерте. Эффективность в профилактике экстремизма дает уроки толерантности. Удачно прошли открытые классные часы на тему: «Толерантность и экстремизм в молодежной среде», «Толерантность это гармония в разнообразии», «Мы за толерантность».

В декабре 2014 года в актовом зале колледжа при содействии заместителя директора по воспитательной работе в колледже, заведующих отделений, кураторов были проведены литературно-музыкальные композиции: «Красота спасет мир», «Россия – Родина моя».

С целью разъяснений последствия проявления экстремизма, совместно с общественными объединениями  в колледже регулярно проводятся профилактические беседы, встречи с правоохранительными органами:

  1. Начальником ОПДН ОМВД России по городу Избербаш, майором полиции Рабадановым Магомедом Курбанисмаиловичем.

IMG-20141127-WA0030

  1. Оперуполномоченным Избербашского наркоконтроля, капитаном полиции Магомедовым Тимуром Абдусаламовичем.
  2. Директором студии «Вера и человек» Муртузалиевым Ибрагим-хаджи Абдусаламовичем.

IMG_9907

IMG_9917

IMG_9919

 

Одной из главных целей воспитательной деятельности является воспитание гражданско-патриотических качеств у студентов. Для реализации этой цели систематически организуются мероприятия, несущие гражданскую, военно-патриотическую  направленность.

Этот учебный год посвящен великой дате 70-летию ВОВ.С этой целью проводятся уроки мужества с приглашением участников боевых действий, диспуты. Ежегодно проводится  месячник военно-патриотического воспитания в колледже, посвященный Дню Защитника  Отечества. В рамках месячника проводится экскурсии в городской музей, викторины по истории Дагестана и Отечества, фестиваль патриотической песни, конкурсы на лучшее сочинение, стенгазету, выставка творческих работ, соревнования «Меткий стрелок» и военнизированная игра «Орленок». Мероприятия    формируют эмоционально-волевые качества гражданина-патриота, воспитывают стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.

Именно такие мероприятия, а также неотвратимость наказания за осуществление экстремисткой деятельности должны закладывать прочную основу для толерантного воспитания  будущих поколений, в перспективе сформировать у них устойчивое негативное отношение к экстремистским деяниям, лицам их совершившим, и будут эффективным способом предотвращения влияния на общество экстремистско-националистических идей.

 

 

Зам.директора по ВР                                                 Рамазанов Н.Ю.

План проведения месячника патриотического воспитания 2015уч.год.

 

№ п/п

Содержание

Сроки

 проведения

Ответственные

1.

Объявить месячник патриотической работы, посвященный Дню защитника Отечества под девизом «Мой дом – Россия» 02.02.2015г Дирекция

2.

Кураторам всех учебных групп колледжа провести мероприятия:- уроки мужества с приглашением участников боевых действий отслуживших выпускников колледжа;- классные часы, вечера, диспуты, беседы посвященные Дню защитника Отечества,  истории и настоящего Российской Федерации, Дагестану. с 03.02 по 22.02.2015г Ляхова Е.В.Кураторы

3.

Преподавателям социально-гуманитарных дисциплин подготовить и провести викторины по истории Дагестана и истории Отечества в 3 этапа.1 этап – по курсам.2 этап – по отделениям ИПК.3 этап – среди победителей отделений. до 17.02.2015г. Омарова Х.М.Адзиева С.М-С.Мануйлова Л.В.Якубов С.С.

4.

Преподавателям филологических дисциплин провести конкурс на лучшее сочинение, очерк, заметку посвященные защитнику Отечества. до 10.02.2015г. Гасайниева А.М.Телеева Х.Н.

5.

Провести смотр патриотической песни. в течение месяца. Бахмудова З.Д.Гамидова М.Д.

6.

Организовать выставку творческих работ студентов отделения 050139 «Изобразительное искусство и черчение» посвященных родному краю. к 19.02.2015г. Гасанов Х.А.Багомедова С.Р.

7.

Организовать экскурсии в музей ИПК и боевой трудовой славы города со студентами нового набора (1 и 2е курсы). в течение месяца. Ляхова Е.В.Кураторы 1-2хкурсов

8.

Провести соревнования «Меткий стрелок» по стрельбе из пневматической винтовки среди студентов и преподавателей. в течение месяца. Кадиев А.С.Рамазанов Н.Ю.Зейналов И.И.

9.

Провести военизированную спортивную игру «Орлёнок — 2015». 25.02.2015г Кадиев А.С.Абдулкеримов Р.М.

10.

Председателям профкомов (Нажиров Н.М., Гасановой А.Г.) изыскать возможности для поощрения победителей конкурсов, викторин и смотров. к концу месяца Нажиров Н.М.Гасанова А.Г.

11.

Организовать конкурс стенгазет, посвященных Дню защитника Отечества. до 13.02.2015г. Ляхова Е.В.Телеева Х.Н.Адзиева С.М-С.

12.

Подведение итогов месячника и поощрение отличившихся студентов. 25.02.2015г Рамазанов Н.ЮКадиев А.С.

 

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

  РЕСПУБЛИКИ   ДАГЕСТАН

 

Государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Республиканский  педагогический колледж им. М.Меджидова»

 

 terror

 

 

ПРОГРАММА

 

«ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА»

 

на 2014-2018г.г.

 

РАССМОТРЕНА  И  ОДОБРЕНА
НА  ЗАСЕДАНИИ  

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО 

СОВЕТА КОЛЛЕДЖА

 

ПРОТОКОЛ № _____
от « ____  »______ 2014г.

 

 

 

Экстремизму и терроризму – НЕТ!

«Экстремизм и терроризм нельзя сравнить с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях»

На протяжении последних лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия экстремистским и террористическим угрозам.

Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями и терроризмом невозможна без проведения целенаправленной работы по профилактике экстремизма и терроризма, искоренению причин, порождающих это социальное зло.

Цель:. профилактических мер является предупреждение экстремистской деятельности, то есть борьба с экстремизмом ещё до его проявления, ликвидация причин и условий возникновения экстремизма.

Эта Программа создана с целью  разъяснения потенциальных угроз, исходящих от организаций и объединений экстремистской направленности.    Размещенные  памятки и другая  информация  должна  оказать  практическую помощь в проведении мероприятий по профилактике правонарушений экстремистской направленности в молодежной среде.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Для современной России, как и для многих других стран мира, одним из важнейших дестабилизирующих факторов стал терроризм. Он является серьезным вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека. В этой связи формирование антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности, является важнейшей задачей, стоящей перед современным российским обществом.

       Цель: создание определенных мер ,направленных на предупреждение экстремистской деятельности ,воспитание толерантности среди студентов колледжа ,формирование гуманистического мировоззрения ,воспитание культуры межнационального общения ,формирование правовых знаний, убеждений и навыков привычного правомерного поведения ,воспитание и уважение законов ,прав и обязанностей граждан программы является формирование коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда теоретических, практических и воспитательных задач.

К теоретическим задачам относится формирование коммуникативной, информационной компетентности, которые заключаются:

—  в уважительном отношении к разным этнокультурам и религиям (коммуникативная компетентность);

—  в знании основных рисков и угроз  безопасности

(информационная компетентность).

В практические задачи входит:

—  знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения безопасности (социально-правовая компетентность);

— знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму (социально-правовая компетентность);

—  умение критически оценивать информацию, отражающую проявления терроризма в России и в мире в целом (информационная компетентность);

—  повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности (социально-психологическая компетентность).

Воспитательные задачи :

—  формирование  гражданственности и социальной активности.

—  формирование  толерантного поведения

В учебном процессе предполагается использовать следующие интерактивные формы и методы обучения: коммуникативно-диалоговые (дискуссия), имитационно-игровые (ролевые игры), проблемно-поисковые (урок-исследование, разработка и защита творческих проектов), рефлексивные (тренинги коммуникативного и рефлексивного характера) и инфокоммуникационные (электронные средства поддержки и развития образовательного процесса, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы, слайд-лекции

 Механизм реализации и контроль за исполнением Программы

 Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация колледжа.

Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий Программы,

Для выполнения конкретных мероприятий могут создаваться рабочие группы по инициативе исполнителей Программы.

Ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на совещаниях при директоре с заслушиванием отчетов исполнителей Программы.

 

ПЛАН РАБОТЫ  ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

ТЕРРОРИЗМУ И  ЭСТРЕМИЗМУ

 

Срок

проведенияМероприятиеОтветственныйПеред каждым уроком, внеаудиторном мероприятиемВизуальная проверка помещения на наличие подозрительных предметовРаботник, проводящий занятие,  или внеаудиторное мероприятие

Ежедневно Осмотр здания, территории, спортивных площадок на предмет обнаружения подозрительных предметовСотрудник СБОсмотр ограждений, ворот, калиток, запасных выходов, замков, запоров, решеток на предмет их целостности и исправностиСотрудник СБПроверка исправности работы пожарной сигнализацииКомендант  Контроль соблюдения пропускного режимаДежурный преподаватель, Сотрудник СБПроверка целостности и работоспособности систем теплоснабжения, канализацииКомендант

ЕженедельноОсмотр ограждений, ворот запасных выходов, замков, решеток на предмет их целостности и исправностиЗам.директора по АХЧОсмотр неиспользуемых помещений (щитовых, чердаков, подвалов и т. п.) на предмет обнаружения подозрительных предметов

Зам.директора по АХЧ

Ситуационно Контроль выполнения настоящего плана Директор Оповещение работников и студентов  об угрозе возникновения ЧС и проведение эвакуации Директор Изучение   Положений, Инструкций,   Памяток и другой документации по обеспечению безопасности в колледже  с вновь прибывшими работникамиДиректорОзнакомление вновь прибывших студентов с памятками и инструкциями по обеспечению безопасности. Куратор (в течение первой недели сентября)Ознакомление родителей (законных представителей) студентов  с пропускным режимом, правилами посещения работников колледжа и иной документацией по обеспечению личной безопасности студентовЗам.директора по ВРДокументационное обеспечение (издание необходимых приказов и распоряжений, утверждение планов, графиков и т.п.) безопасности  студентов и сотрудников  при проведении массовых мероприятийДиректор, заместители директораОзнакомление  участников (сотрудников, студентов и их родителей) массовых мероприятий с необходимой документацией по обеспечению безопасностиНазначенные лицаДокументационное обеспечение (издание необходимых приказов и распоряжений, утверждение планов, графиков и т.п.) выездных мероприятий для студентов и сотрудников

Директор, заместители директораОзнакомление участников (сотрудников, студентов и их родителей) выездных мероприятий  с необходимой документацией по обеспечению безопасности.Назначенные лицаДокументационное обеспечение (издание необходимых приказов и распоряжений, утверждение планов, графиков и т.п.) безопасности при проведении  ремонтных работДиректор, Зам.директора по АХЧОзнакомление участников (работников и привлеченных лиц) ремонтных работ с необходимой документацией по обеспечению безопасностиНазначенные лицаРазработка и корректировка Паспорта безопасности  и иной документации (памяток, планов, инструкций) по обеспечению безопасностиНазначенное лицо, заместитель директора по ВР, преподаватели  ОБЖ

АвгустПодготовка колледжа к новому учебному году. Проверка исправности инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принятие мер по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда.Директор, администрацияДокументационное обеспечение (издание необходимых приказов, утверждение планов, графиков и т.п.) безопасности образовательного процессаДиректорПроведение организационных мероприятий по обеспечению дополнительных мер безопасности при проведении «Дня знаний»

Директор, администрация

Сентябрь Обеспечение дополнительных мер безопасности при проведении «Дня знаний»Назначенные лица Встреча студентов  с представителями МЧСЗаместитель директора по ВР, Кураторы Беседа со студентами о последствиях ложных сообщений о готовящихся террористических актах Преподаватели  ОБЖ, кураторы Октябрь Проведение плановой эвакуации студентовПреподаватели  ОБЖПроведение инструктажа  со всеми участниками спортивно-массовых  мероприятий, запланированных на октябрь.Заместитель директора по ВР,  кураторы, преподаватели физ.воспитания.НоябрьПроведение организационных мероприятий и обеспечение безопасности студентов на мероприятиях, посвященных   Дню народного единстваЗаместитель директора по ВР,  кураторыПроведение в группах  тематических кураторских часов  в  День правовой защиты детейЗаместитель директора по ВР,  кураторыДекабрьПроведение организационных мероприятий по обеспечению безопасности студентов на новогодних мероприятияхЗаместитель директора по ВР, преподаватели  ОБЖ , кураторы

ЯнварьОбеспечение дополнительных мер безопасности в новогодние выходные дниЗам.директора по АХЧ , комендантыВстреча  студентов   с сотрудниками МВД и НАКЗаместитель директора по ВР, кураторыФевральПроведение организационных мероприятий по обеспечению  безопасности  на мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества.

Заместитель директора по ВР, преподаватели  ОБЖ , кураторыМартПроведение организационных мероприятий по  обеспечению  безопасности на праздничных мероприятиях , посвященных Международному  женскому дню.

Заместитель директора по ВР, преподаватели  ОБЖ , кураторыАпрельПроведение инструктажа  со всеми участниками спортивно-массовых  мероприятий, запланированных на апрель.Заместитель директора по ВР,  кураторы, преподаватели физ.воспитания.МайПроведение организационных мероприятий по  обеспечению   безопасности  во время  праздничных мероприятий,  посвящённых Дню Победы.Заместитель директора по ВР, преподаватели  ОБЖ , кураторыИюньОбеспечение дополнительных мер безопасности на выпускных вечерахЗаместитель директора по ВР,  кураторы

 Инструкция по противодействию терроризму и действиям

в экстремальных ситуациях для педагогического состава,

 обслуживающего персонала и студентов.

   Знание  настоящей инструкции  позволит  правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить условия, способствующие расследованию преступлений правоохранительными органами.

 Часть 1. Действия сотрудников колледжа  при возникновении угрозы совершения террористического акта в здании образовательного учреждения и на его территории

1. Действия при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

1.1. В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщить о случившемся администрации колледжа, в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России по РД.

1.2. Не следует самостоятельно предпринимать никаких действий со взрывными устройствами или подозрительными предметами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

1.3. Необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств часто используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

1.4. Не трогать, не вскрывать и не передвигать находку.

1.5. Зафиксировать время обнаружения находки.

1.6. Сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки.

1.7. Обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы, так как вы являетесь самым важным очевидцем.

1.8. До прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета (см. приложение) и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.

Приложение

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством:

? Граната 200 метров

? Тротиловая шашка 100 метров

? Пивная банка (0,33 л.) 100 метров

? Мина МОН–50 100 метров

? Чемодан (кейс) 250 метров

? Дорожный чемодан 350 метров

? Легковой автомобиль 600 метров

? Микроавтобус 900 метров

? Грузовая автомашина (фургон) 1500 метров

 

1.9. В случае необходимости, а также по указанию правоохранительных органов и спецслужб руководителю образовательного учреждения или лицу, его заменяющему, следует подать команду для осуществления эвакуации личного состава согласно плану эвакуации.

1.10. Заместителю директора колледжа по АХЧ обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников подразделений министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации.

 

2. Действия при поступлении угрозы по телефону

2.1. При поступлении угрозы немедленно доложите об этом директору колледжа или лицу, его замещающему, для принятия соответствующих мер и сообщения о поступившей угрозе в правоохранительные органы.

2.2. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

2.3. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

2.4. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:

? голос (громкий или тихий, низкий или высокий);

? темп речи (быстрый или медленный);

? произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, «шепелявое», наличие акцента или диалекта);

? манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями).

2.5. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса и др.).

2.6. Отметьте характер звонка (городской или междугородный).

2.7. Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

2.8. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

? куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

? какие конкретно требования он выдвигает?

? выдвигает требования лично он, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?

? на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?

? как и когда с ним (с ними) можно связаться?

? кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

2.9. Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

2.10. Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству колледжа, если нет, то немедленно после его окончания.

3. Действия при поступлении угрозы в письменной форме

3.1. После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

3.2. Постарайтесь не оставлять на документе отпечатков своих пальцев.

3.3. Вскрытие конверта, в который упакован документ, производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

3.4. Сохраните документ с текстом, конверт и любые вложения в него, упаковку.

3.5. Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа.

3.6. Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором дается их описание (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельств, связанных с распространением, обнаружением или получением материалов.

3.7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания. Такие материалы запрещается мять и сгибать. При написании резолюций и другой информации на сопроводительных документах не должно оставаться продавленных следов на анонимных материалах.

4. Действия при захвате заложников

4.1. При захвате заложников необходимо незамедлительно сообщить в правоохранительные органы о сложившейся в колледже ситуации.

4.2. В ситуации, когда проявились признаки угрозы захвата в заложники вас, постарайтесь избежать попадания в их число. С этой целью немедленно покиньте опасную зону или спрячьтесь.

4.3. Спрятавшись, дождитесь ухода террористов и при первой возможности покиньте убежище. Исключением являются ситуации, когда вы оказались в поле зрения террористов или когда высока вероятность встречи с ними.

4.4. Не вступайте в переговоры с террористами по собственной инициативе.

4.5. Примите меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, МЧС, автомашин скорой медицинской помощи.

4.6. По прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД окажите помощь в получении интересующей их информации.

4.7. При необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не спорьте с террористами.

4.8. Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

4.9. Перенося лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе.

4.10. При необходимости совершить то или иное действие (сесть, встать, попить, сходить в туалет), спрашивайте разрешение.

4.11. Если вы ранены, то постарайтесь не двигаться. Этим вы сократите потерю крови.

4.12. Помните: ваша цель – остаться в живых.

4.13. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

4.14. Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

4.15. Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

? лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

? ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;

? если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

5. Действия при стрельбе

Что делать, если перестрелка застала вас на улице? Специалисты, не шутя, советуют: если вы попали в уличную перестрелку, лучше всего, не боясь испортить костюмчик, сразу залечь. В противном случае его могут испортить, но уже вместе с вашей «шкурой». Конечно, «лучше испачкаться грязью, чем своей кровью». А дальше? После того, как вы легли, надо немедленно осмотреться – не для того, чтобы знать, кто стреляет, а чтобы найти возможности укрытия.

Укрытием может стать выступ здания, каменные ступени крыльца, фонтан, памятник, чугунное основание фонарного столба, кирпичный столб забора, канава, даже бетонная урна или бордюрный камень. Часто в зарубежных фильмах-боевиках мы видим, как полицейские укрываются за автомобилем. Прячась за автомобилем, надо учитывать, что металл все же тонок, колеса – резина с воздухом, а в баке – горючее, которое может вспыхнуть от трассирующей пули. В любом случае надо исходить из того, что даже самое плохое укрытие куда надежнее, чем вовсе никакого. Бывают ситуации, в которых безопаснее скользнуть за угол дома или в подворотню, в подъезд. В некоторых случаях рационально даже разбить окно и впрыгнуть в любую квартиру первого этажа. Идеальным местом спасения можно считать подземный переход. Во время перестрелки к нему и по ступеням следует пробираться ползком. При этом нужно учитывать опасность вызвать огонь на себя из-за передвижения. Особенно опасно открыто бежать – стреляющие могут принять вас за противника. Во время перестрелки надо иметь в виду, что не менее опасен рикошет.

Увы, рикошетом пуля убивает ничуть не реже, особенно в бетонных домах, где, залетев в комнату, она может срикошетить от стен и потолка не один раз. Ошибочно полагать, что если вы находитесь ниже уровня подоконника, то вы в безопасности. Во время вертикальной перестрелки, когда стреляют с чердака или из окна дома, рекомендуется укрыться в ванной комнате и лечь там, на пол или в ванну. Находясь дома в укрытии, надо следить за возможным появлением дыма или огня. Каждая 3–5-я пуля боевого заряда пулемета или автомата обычно трассирующая, поэтому риск пожара очень высок. Если начался пожар, а стрельба прекратилась, квартиру надо немедленно ползком покинуть, закрывая по пути за собой все двери (сквозняки усиливают горение). В подъезде следует укрыться подальше от окон, лучше в нише. Если стреляют даже далеко от вашего дома, опасно подходить к окнам, а тем более выглядывать с балкона: шальная пуля слишком часто оправдывает свое название. В ситуациях, когда вокруг свистят пули, не может быть однозначных рекомендаций. Решение надо принимать на месте в зависимости от обстановки.

6. Действия при взрыве здания

6.1. Если произошел взрыв, нужно немедленно лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи стеклянных шкафов, витрин и окон.

6.2. Если здание стало рушиться, то укрыться можно под главными стенами, потому что гибель чаще всего несут перегородки, потолки и люстры.

6.3. Если здание «тряхнуло», не надо выходить на лестничные клетки, касаться включенных электроприборов.

6.4. Оказавшись в темноте, не стоит тут же зажигать спички, т.к. могла возникнуть утечка газа.

6.5. Выходить из здания следует, прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице. При этом необходимо пригнуться, прикрыть голову руками, поскольку сверху могут посыпаться обломки и стекла.

6.6. Оказавшись на улице, нужно отойти от здания. При этом необходимо следить за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Важно быстро сориентироваться на местности, т.к. при обрушении дома поднимается густая туча пыли, которая может вызвать панику.

7. Особенности террористов-смертников и действия при их угрозе

7.1. Характерными признаками террористов-смертников являются их неадекватное поведение; неестественная бледность, некоторая заторможенность реакций и движений, вызванные возможной передозировкой транквилизаторов или наркотических веществ; желание уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека).

7.2. Террорист, как правило, имеет при себе мобильный телефон для связи с руководителем в случае возникновения трудностей. Поскольку террористы чаще всего не являются жителями России, они, как правило, неуверенно ориентируются на местности и не отличаются хорошими навыками владения мобильными телефонами, карточками метрополитена и турникетами при входе в наземный транспорт.

7.3. Национальность исполнителя-смертника для организаторов террористических акций принципиальной роли не играет.

7.4. При совершении теракта смертники одеваются в одежду, характерную для данной местности. Тем не менее, в их одежде, поведении присутствует ряд характерных признаков. Женщины имеют головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие косынки или бейсболки. В летнее время одежда террориста-смертника не соответствует погоде, поскольку является чересчур просторной, т.к. предназначена для сокрытия на теле взрывного устройства.

7.5. Будьте осторожны! Если смертник почувствует внимание окружающих, он может привести взрывное устройство в действие незамедлительно. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих, старайтесь соблюдать спокойствие и, не привлекая внимания подозрительного вам человека, сообщить о нем в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности.

8. Действия при угрозе химического или биологического терроризма

8.1. При обнаружении или установлении фактов применения химических и биологических веществ в образовательном учреждении или на его территории необходимо немедленно сообщать об этом директору  колледжа  или лицу, его замещающему, в правоохранительные органы и в МЧС .

8.2. В случае реального поражения химическим веществом пострадавшего следует немедленно вывести (вынести) на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь: обеспечить тепло и покой, при необходимости – промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, прием необходимых медицинских препаратов, после чего направить пострадавшего в медицинское учреждение. Эти мероприятия проводит санитарное звено формирования ГО

8.3. При угрозе эпидемии или воздействия биологических агентов необходимо максимально сократить контакты с другими людьми, прекратить посещение общественных мест, не выходить без крайней необходимости на улицу. Выходить можно только в средствах индивидуальной защиты, хотя бы простейших, таких как ватно-марлевые повязки, наглухо застегнутая верхняя одежда с капюшоном, сапоги и перчатки.

9. Действия при получении информации об эвакуации

9.1. Получив сообщение от администрации колледжа о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте указания.

9.2. Возьмите личные документы, деньги и ценности.

9.3. Окажите помощь в эвакуации тем, кому это необходимо.

9.4. Обязательно закройте на замок двери кабинетов, в которых находится ценная документация и дорогостоящее имущество – это защитит кабинет от возможного проникновения мародеров.

9.5. Не допускайте паники, истерики и спешки. Помещение покидайте организованно, согласно схеме путей эвакуации.

9.6. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

9.7. Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.

Часть 2. Мероприятия по предупреждению террористических актов в колледже

1. Администрации  колледжа  и всем педагогам  знать самим и довести до сведения обучающихся в части их касающейся требования руководящих документов по предупреждению и борьбе с терроризмом.

2. Заместителю директора по воспитательной работе и кураторам  необходимо включать в  планы воспитательной работы проведение таких мероприятий, как встречи  с сотрудниками правоохранительных органов (ФСБ, МВД, прокуратуры), вечера, диспуты и беседы на темы: «Сущность патриотизма и его проявление в наше время», «Дисциплинированность и бдительность – в чем выражается их взаимосвязь?», «Сущность терроризма», «Молодежные экстремистские организации и их опасность для общества», «Как террористы и экстремисты могут использовать подростков и молодежь в своих преступных целях?» и др.

3. Кураторам и всем педагогам предупреждать, выявлять и решительно пресекать факты недисциплинированного поведения отдельных студентов, вовлечения их в экстремистские организации и реакционные религиозные секты. Взаимодействовать по этим вопросам с сотрудниками правоохранительных органов, а также с родителями обучающихся.

Часть 3. Мероприятия по предотвращению террористических актов в здании колледжа  и на его территории

1. Заместителю директора колледжа по АХЧ содержать в порядке чердачные, подвальные и подсобные помещения, запасные выходы из здания колледжа, которые должны быть закрыты и опечатаны. Опечатанными должны быть также пожарные краны, огнетушители и электрощиты. Ежедневно осуществлять контроль состояния этих объектов. Следить за освещением территории учреждения в темное время.

2. Заместителю директора  по воспитательной  работе и заведующим отделениям не реже одного раза в неделю проверять состояние учебных помещений (аудиторий, кабинетов, учебных мастерских, музея, актового зала). Контролировать выдачу ключей от учебных помещений педагогам и сдачу ключей после окончания занятий.

3. Педагогам, проводящим занятия в незакрепленных за ними аудиториях, расписываться в получении и сдаче ключей от них в специальной книге. Контролировать уборку учебного помещения после окончания занятий.

4. Студентам  прибывать в колледж  заблаговременно с целью своевременной подготовки к началу занятий. Дежурному педагогу  своевременно, за 20 минут, прибыть на свое  рабочее место и подготовить его  к работе (знакомиться с инструкциями для дежурных, выявлять посторонние и подозрительные предметы).

5. Дежурному педагогу:

? не пропускать в помещения колледжа посетителей с подозрительной ручной кладью (тяжелые сумки, ящики, большие свертки и т.д.);

? составлять списки сотрудников и обучающихся, несвоевременно прибывающих на работу и на занятия, и представлять их заместителю директора  по учебной работе для принятия соответствующих мер.

6. Дежурному охраннику:

? при пропуске на территорию колледжа  автотранспортных средств проверять соответствующие документы и характер ввозимых грузов;

? особое внимание уделять проверке документов и выявлению целей прибытия посетителей, делать соответствующие записи в книге посетителей;

? держать входные двери здания свободными для входа и выхода во время массового (общего) прибытия сотрудников и обучающихся на работу и занятия и убытия их после окончания работы и занятий. В остальное время суток и в  входные дни двери должны находиться в запертом состоянии и открываться охранником по звонку прибывшего;

? после окончания рабочего дня регулярно обходить и проверять внутренние помещения образовательного учреждения и каждые два часа обходить территорию колледжа, обращая внимание на посторонние и подозрительные предметы;

? о всех обнаруженных нарушениях немедленно докладывать директору колледжа, дежурному администратору и своему непосредственному  начальнику.

7. Каждый сотрудник и студент колледжа  обязан при обнаружении недостатков и нарушений, касающихся обеспечения безопасности в учреждении, незамедлительно сообщить об этом директору колледжа  или его заместителю по воспитательной работе.

Часть 4. Как выявить террористов?

1. Признаки подготовки теракта

Следует обращать внимание на использование помещений колледжа, особенно подвалов. Перемещение и складирование в них предметов, которые, как вам кажется, не должны находиться в данном месте в это время, вызывает обоснованные подозрения (например, хранение больших партий мешков с сыпучими веществами). Террористы и их пособники обычно стараются осуществлять подобные действия в вечернее и ночное время суток.

Помните, что внешний вид предмета может скрывать его истинное назначение. Террористы маскируют самодельные взрывные устройства под обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки и даже детские игрушки.

Не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов. Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях сотрудникам милиции или спецслужб.

2. Предварительное изучение объекта теракта

Организаторы террористических акций всегда предварительно изучают место совершения будущего теракта, для чего проводят видео- и фотосъемку, составляют схемы объекта и путей подхода к нему, пытаются получить данные о системе безопасности объекта, в том числе и через сотрудников охраны.

Автомобили с террористами никогда не останавливаются рядом с местом проведения теракта. В присутствии чужого водителя автотранспорта они стараются не разговаривать, а в случае необходимости обходятся общими фразами.

 

Часть 5. Телефоны экстренного реагирования

Дежурный отдела ФСБ тел./факс дежурного 2 -45-78(круглосуточно)

Дежурный по ГОВД  02

Оперативный дежурный МЧС  01

Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в территориальные органы ФСБ или МВД по месту жительства либо по телефону доверия.

Террористы – это особо опасные преступники. Они разрабатывают и применяют различные средства террористической деятельности, в том числе предполагающие использование отравляющих химических веществ и биологических средств. Поэтому только постоянное проявление наблюдательности, высокой бдительности и дисциплинированности, строгое соблюдение требований данной инструкции каждым сотрудником и студентом  могут предупредить и предотвратить террористические акты и другие преступления в колледже  и на его территории, обеспечить безопасность студентов  и персонала во время их нахождения в образовательном учреждении.

Терроризм

Терроризм —  это один из наиболее разрушительных для государства и  общества элементов преступности.  Терроризм  влияет    на  политические,    экономические,    социальные,     морально-психологические, социокультурные  процессы  в обществе.

Для  достижения  своих  целей, террористы используют финансовую подпитку,  поставив  на  поток  такие  виды преступной  деятельности,  как   продажа   наркотиков,   торговля   оружием, работорговля  и  т.д.

 

 Правовая основа противодействия терроризму

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,  Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

  Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

 Правило первое:

Если вы все-таки оказались в руках террористов, помните, что не следует предпринимать каких-либо действий, способных вызвать у террористов раздражение. Не оказывайте сопротивления, не реагируйте на действия террористов в отношении других заложников. Чтобы ни происходило, соблюдайте спокойствие. Попытки вступать с террористами в дискуссии на морально-этические темы не рекомендуются. Не задавайте лишних вопросов, выполняйте их требования и старайтесь не показывать им своего страха. Терпите лишения без жалоб, стонов и оскорблений.

Правило второе:

Не следует пытаться каким-либо образом дать о себе знать на волю. В случаи провала террористы расценят это как оказание сопротивления, и в лучшем случае это приведет к ухудшению условий содержания. Старайтесь выказать террористам полную лояльность в соблюдении режима содержания — это в свою очередь, может привести к его смягчению.

Находясь в заложниках, следует понимать, что заключение может продолжаться довольно долго (история знает примеры, когда заложники находились в плену в течение многих лет), и поэтому ваша основная задача — сохранить жизнь и здоровье. Плохо, если вас захватили для политического шантажа. В таких случаях правительства большинства стран отказываются от переговоров, чтобы не давать повода для повторения подобных акций. Но если вас захватили с целью получить выкуп, вам повезло.

Правило третье:

 Не скупитесь на обещания. Но при этом учитывайте, что если вас захватили ради выкупа, то террористы неплохо осведомлены о ваших делах, поэтому не давайте нереальных обязательств. Рано или поздно может наступить момент, когда все, в том числе и жизнь, окажется ненужным и бессмысленным. Тогда необходимо сосредоточиться на своем физическом и психическом состоянии. Не позволяйте себе падать духом. Используйте любую возможность поговорить с самим собой о своих надеждах, о семье, которая ждет вас. Находясь в неволе, очень важно соблюдать личную гигиену и, если позволяет ситуация, делать зарядку, успокаиваться и расслабляться с помощью медитации, решать воображаемую проблему, стараться вспомнить стихотворения, которые учили в школе. Верующим помогает религия. Много значат также оптимизм и чувство юмора, которые помогают справиться с апатией и депрессией.

Пережитое может сильно повлиять на психику заложника: чувство вины и стыда за свое поведение у террористов, утрата самоуважения из-за нерационального поведения, ночные кошмары, критика со стороны тех, кто не испытал этого на себе, сложности в  межличностных отношениях, падение работоспособности, боязнь всего. Знайте, что это — типичная реакция и потребуется немало времени, чтобы вы пришли в норму.

Осторожно, экстремизм!

Экстремизм (от латинского extremus — крайний) — это теория и практика достижения социально-политических, религиозных, национальных целей посредством «крайних», запрещенных способов. Под этими способами понимается не дозволенное законом применение силы, насилие, посягательство на права и свободы человека и гражданина. В некоторых странах такого рода деяния называют преступлениями по мотивам вражды и ненависти, но в данном случае вражда и ненависть испытывается не просто к человеку как к личности, а как к представителю определенной национальной, религиозной, социальной группы, как к носителю тех или иных политических и идеологических взглядов и убеждений.

Экстремист —  это не просто убийца или хулиган, это «идейный» преступник, убежденный в своей правоте.

На первый взгляд может показаться, что проблема экстремизма далеко не самая важная, так как количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности ничтожно мало по сравнению с преступлениями иных видов. Но эти преступления носят системный характер, так как посягают на мир и согласие между различными национальными, религиозными и социальными группами российского общества, на политическую и правовую стабильность. Именно в этом заключается главная опасность экстремизма для нашего общества.

В XX веке наша страна дважды, в 1917 и 1991, пережила катастрофы распада, и оба раза это сопровождалось войнами, гибелью и страданиями людей. И в 1917, и в 1991 причиной разрушения страны становились противоречия, вражда и ненависть между различными социальными и национальными группами населения. Поэтому сегодня противодействие экстремизму — это не просто профилактика и пресечение отдельных преступлений, но и борьба за будущее нашей страны. Россия исторически является большой многонациональной и многоконфессиональной страной, где живут люди разного достатка, разных убеждений. Очень важно сохранить между ними мир и согласие.

Экстремизм проявляется не только в насильственных деяниях, но и в призывах к этим деяниям, в их обосновании и оправдании, в организации экстремистской деятельности. Поэтому законодательство предусматривает такие понятия, как экстремистские материалы, экстремистские организации и сообщества.

Согласно решению суда тот или иной информационный материал (печатный текст, аудио- или видеоролик) могут быть запрещены к распространению в Российской Федерации и включены в Федеральный список экстремистских материалов. Организация также может быть признана экстремистской и запрещена. Распространение экстремистских материалов, организация и участие в экстремистской организации само по себе считается правонарушением.

Важно отличать от экстремизма радикализм — приверженность взглядам, коренным, глубинным образом отличающимся от общепринятых и предполагающим коренные, глубинные изменения в обществе. Деятельность многих оппозиционных партий, новых религиозных движений, неформальных объединений является радикальной, но она не подлежит оценке правоохранительных органов, пока эти группы не прибегают к насилию либо не призывают к осуществлению насильственных акций, не возбуждают ненависть и вражду.

Можно выделить следующие основные виды экстремизма.

Националистический экстремизм — это насилие по мотивам национальной или расовой ненависти и вражды, возбуждение ненависти и вражды по отношению к лицам иной национальности или расы.

Религиозный экстремизм — практика насильственного насаждения религиозной веры среди неверующих либо представителей других религий. Свобода совести (возможность быть верующим либо неверующим) и свобода вероисповедания (возможность выбрать любую религию) — фундаментальные ценности современного общества. Толерантность в религиозной сфере — это уважение права другого лица на духовно-мировоззренческий выбор.

Политический экстремизм — теория и практика насильственного, незаконного взятия и удержания государственной власти, деяния и призывы к деяниям, направленным на насильственное изменение конституционного строя.

 

Жизнь бесценна — берегите себя!

1. Остановим терроризм. Научно-популярное издание для учащихся 5-11 классов, родителей и учителей

3. Молодежь и антитеррор. Научно-популярное издание для учащихся 5-11 классов, родителей и учителей

Отчет о проводимой работе по профилактике идеологии экстремизма

Программа по профилактике экстремизма и терроризма

Положение о профилактике терроризма и экстремизма